1. Пояснительная записка к учебному плану на 2024 – 2025 учебный год
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план является нормативным документом, регламентирующим общие
требования к организации образовательного процесса в муниципальном казенном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Малышок» с. Енотаевка»
муниципального образования «Енотаевский район» (далее - МКДОУ) в 2024-2025 учебном
году.
Учебный план разработан в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся".
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020г. № 373
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания".
6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
7. Приказом № 31 от 21 января 2019 года «О внесении изменений в Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный
приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155.
8.Письмом Минобрнауки Росси и от 28.02.2014 N 08 -249 "Комментарии к ФГОС
дошкольного образования".
9. Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте
России 28.12.2022 N 71847).
10. Образовательной программой МКДОУ «Детского сада «Малышок» с. Енотаевка МО
«Енотаевский район» в соответствие с ФОП ДО и ФГОС ДО.
11.Уставом МКДОУ.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть,
формируемая
участниками образовательных отношений;
количественные
характеристики с учетом СанПиН).
Учебный план МКДОУ на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным
актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени,
отводимого на проведение непосредственно- образовательной деятельности (далее -НОД).
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений (парциальные программы), а также
устанавливается соотношение между этими частями.
Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования (далее - ООП ДО) в группах для детей дошкольного возраста
составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП
ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:
- взаимодополняет содержание образовательных областей;
- позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги;
- учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических
условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется во
время непосредственно- образовательной деятельности, режимных моментах, а также на
протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает
возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год начинается с 02.09.2024 г. и заканчивается 30.05.2025 года.
Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 9,5 часовое
пребывание воспитанников.
В МКДОУ функционирует 9 групп общеразвивающей направленности:
•
Группа №1, №2 - первая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
•
Группа №4– вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
•
Группа– №8, №2 - младшая группа (от 3 до 4 лет)
•
Группа– №3 - средняя группа (от 4 до 5 лет)
•
Группа №6, №7– старшая группа (от 5 до 6 лет)
•
Группа№ 5 –подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Содержание учебного плана включает в себя совокупность 5 образовательных
областей: "Социально- коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое
развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие», реализуемым
в организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей,
режимных моментах и обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей,
принятых в российском обществе;
- развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности и сотрудничеству;
- формирование у ребенка основ гражданственности уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону
проживания и стране в целом;
- развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального
интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
- развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком
собственных действий;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе,
социуме и медиа пространстве (цифровой среде).
Познавательное развитие направлено на:
- развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;
- освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие
поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и
способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;
- формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира,
их свойствах и отношениях;
- формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии
природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных
сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание
гуманного отношения к природе;
- формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурноисторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и
Отечества, многообразии стран и народов мира;
- формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических
фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих
категорий, овладение логико-математическими способами их познания;
- формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира,
способах их безопасного использования.
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
-формирование правильного звукопроизношения;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
- ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного
восприятия;
- развитие речевого творчества;
- формирование предпосылок к обучению грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
- становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему
миру, воспитание эстетического вкуса;
- формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр,
народное искусство и другое);
- формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности
(рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских
музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и
другое);
- освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах
искусства;
- реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и
различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);
- развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Физическое развитие предусматривает:
- приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей,
развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость),
координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
- формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера,
ориентировки в пространстве;
- овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
- обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям,
подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол,
футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);
- воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);
- воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся
достижения российских спортсменов;
- приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование
представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного
поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
отражено в расписании непосредственно-образовательной деятельности с детьми в группах
общеразвивающей направленности (далее – НОД). НОД как «условные часы» используется
как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной
части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в
учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО
наиболее характерные для каждого возраста детей:
- в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок,
вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, двигательная активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-гигиеническим
нормам и требованиям, содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных учреждениях, учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников групп:
Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности для детей
дошкольного возраста, не более:
- от 2 до 3 лет – 10 минут,
- от 3 до 4 лет –15 минут,
- от 4 до 5 лет –20 минут,
- от 5 до 6 лет –25 минут,
- от 6 до 7 лет –30 минут.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного
возраста, не более:
- от 2 до 3 лет – 20 минут,
- от 3 до 4 лет –30 минут,
- от 4 до 5 лет –40 минут,
- от 5 до 6 лет –50 мин или 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна,
- от 6 до 7 лет –90 минут
Так, максимальный допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая НОД
из части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
для детей раннего возраста в ДОУ составляет:
группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) –10 НОД - 100 мин (1 час 40мин)
для детей дошкольного возраста в ДОУ составляет:
в младшей группе (от 3 до 4 лет) – 10 НОД – 150 минут (2 часа 30 минут);
в средней группе (от 4 до 5 лет) – 10 НОД – 200 минут (3 часа 20 минут);
в старшей группе (от 5 до 6 лет) – 13 НОД – 325 минут (5 часов 25 минут);
в подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) - 14 НОД – 420 минут (7 часов 00 мин).
Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут.
В середине НОД с целью профилактики нарушения осанки, переутомления детей
проводятся физкультурные минутки, динамические паузы.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов продолжительность
непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет — 5–7 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет
гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. НОД по
физическому развитию детей в возрасте от 3 до 8 лет организуется не менее 3 раз в неделю.
Ее длительность зависит от возраста детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
С детьми третьего года жизни НОД по физическому развитию основной
образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю в групповом
помещении или в зале, продолжительность НОД – 10 минут.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет организуются занятия по физическому развитию детей
на открытом воздухе. Эти занятия проводят только при отсутствии у детей медицинских
противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным
условиям.
Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе,
а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических
условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по
климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической
культурой должны проводится в зале (группе).
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывную
образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на
открытом воздухе.
Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических
упражнений к общему времени занятия физической культурой должна составлять не менее
70%.
Продолжительность прогулок, не менее:
Для детей до 7 лет - 3 часа в день.
Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину
дня - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости
ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Во время прогулки с детьми
проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в
конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДОУ.
Продолжительность дневного сна, не менее:
2-3 года – 3 часа
4-7 лет – 2,5 часа
Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр,
закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя в спальне
обязательно.
Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной
деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов.
В летний период (с 01.06.2024г. по 30.08.2024г.) реализация учебного плана
предусматривает:
- организацию совместной деятельности воспитателя с детьми по теме периода (на свежем
воздухе) на игровых площадках, в соответствии с графиком;
- проводятся культурно – досуговые, физкультурно – оздоровительные, профилактические,
спортивные мероприятия, развлечения, а также спортивные, подвижные игры, спортивные
праздники, экскурсии, целевые прогулки на свежем воздухе.
На базе МКДОУ функционирует логопункт с целью осуществления коррекционной
работы учителем - логопедом. Количество воспитанников - 25. Коррекционноразвивающие занятия учителя-логопеда не входят в учебный план. Занятия в логопункте
проводятся малыми подгруппами (2 – 3 воспитанника) или индивидуально и выводятся за
пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Письмом
Минобразования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия, проводимые учителемлогопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в
общеобразовательном процессе (для детей, зачисленных на логопункт). Такая
вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы
нагрузки на ребенка
Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативно-правовых документов,
принимается на педагогическом совете и утверждается приказом заведующего МКДОУ.
Планирование воспитательно - образовательного процесса на 2024-2025 учебный год
Таблица 1
Учебный план на 2024-2025 учебный год
Ранний возраст
Образовательные области
Формирование элементарных
математических представлений
Ознакомление с окружающим миром и
социальной действительностью
Ознакомление с природой
Познавательно- исследовательская
деятельность
Нед.
Мес. Год
Мес.
Год
Нед. Мес.
Год
Старшая группа
Нед. Мес.
Год
Подготовительная
группа
Нед. Мес. Год
1
4
36
2
8
72
1
4
36
1
-
-
-
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
1
4
36
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
0,5
2
2
18
18
0,5
0,5
2
2
18
18
18
18
1
1
4
4
36
36
1
1
4
4
36
36
0,5
0,5
2
2
Музыка
Рисование
Лепка
Конструирование
Аппликация
2
1
0,5
0,5
-
8
4
2
2
-
Здоровье
Социализация
Безопасность
Нед.
Средняя группа
Познавательное развитие
4
36
1
4
36
Развитие речи
Ознакомление с художественной
литературой и фольклором
Физическая культура
Младшая группа
3
18
18
0,5
0,5
2
2
Речевое развитие
18
0,5
2
18
0,5
2
Художественно-эстетическое развитие
2
8
72
2
8
72
2
8
72
2
8
72
1
4
36
1
4
36
2
8
72
2
8
72
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
0,5
2
18
Физическое развитие
Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в
процессе режимных моментов
12
108 3
12
108 3
12
108 3
12
108 3
12
108
Социально-коммуникативное развитие
Интегрируется со всеми образовательными областями проводится ежедневно в
процессе режимных моментов
72
36
18
18
-
Труд
Итого
Недельная нагрузка
Познавательное развитие
(конструктивная деятельность)
Речевое развитие
Итого
Недельная нагрузка
10
40
360 11
44
396 12
48
432 13
52
468
1 час 40 мин
2 часа 45 мин
4 часа
5 часов 25 мин
Часть формируемая участниками образовательного процесса
В режиме
1 раз в неделю
1 раз в неделю
В режиме
14
56
7 часов
В режиме
10
1 час 40 мин
1 раз в неделю
15
7 часов 30 мин
В режиме
11
3 часа
В режиме
11
4 часа 20 мин
1 раз в неделю
14
5 часов 25 мин
504
В режиме
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Таблица 2
Виды
деятельности
Чтение
художественной
литературы
Конструктивно
-модельная
деятельность
Игровая
деятельность
Общение при
проведении
режимных
моментов
Дежурства
Прогулки
Трудовая
деятельность
Наблюдения
Группа
раннего
возраста
Ежедневно
Младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная
группа
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в неделю
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Таблица 3
Виды
деятельности
Группа
раннего
возраста
Ежедневно
Самостоятельная
игра
Познавательно 1 раз в
исследовательская
неделю
деятельность
Самостоятельная
Ежедневно
деятельность в
мини-центрах
развития
Младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная
группа
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в неделю
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Оздоровительная работа
Таблица 4
Виды
деятельности
Утренняя
гимнастика
Комплексы ЗП
Гигиенические
процедуры
Группа
раннего
возраста
Ежедневно
Младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная
группа
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно